Хабаровская судоверфь строит краболовы для «Маг-Си Интернешнл». Стоимость контракта – более 2,5 млрд руб.

27 марта корабелы Хабаровского судостроительного завода по заказу ООО «Маг-Си Интернешнл» (генеральный директор Михаил Котов) заложили кили двух краболовных судов.

Событие, знаковое не только для Магаданской области и Хабаровского края, но и для всего Дальнего Востока, в связи с эпидемиологической обстановкой по коронавирусу прошло без торжественной части и широкого освещения в прессе. Присутствовали специалисты завода, представители заказчика и Российского морского регистра судоходства.

После закладки первых двух секций корпусов завод, исполняя карантинные предписания, приостановил работу. Учитывая принятые по контракту обязательства, а также важность проекта в свете развития российской судостроительной отрасли и реализации государственных программ по крабовым и инвестиционным квотам, руководство завода обратилось с ходатайством о разрешении продолжить деятельность в Хабаровское краевое правительство. Разрешение было получено, и строительство магаданских судов возобновилось с 6 апреля.

По словам главного инженера береговых производств компании «Маг-Си» Вячеслава Степанова, курирующего проект, сегодня в резке металла, сварке, сборке секций корпусов задействовано около 150 специалистов.

«Формирование корпуса первого судна на стапельном месте планируется завершить к весне следующего года, — сказал он. — Завод не выбивается из графика, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, такие как работа не в полном составе. На самоизоляции находятся все сотрудники старше 65 лет, а это почти четверть коллектива, причем самая квалифицированная, опытная часть.

Наша компания взяла на себя закупку промыслового, навигационного, холодильного и прочего судового оборудования, самого качественного  – японского, корейского производства. Активно участвуем во всех технологических процессах, по ходу работ уточняем с проектировщиками детали».

Нехватка кадров на заводе — наиболее серьезная проблема на данном этапе, считает генеральный директор компании Михаил Котов: «Последние десятилетия судостроение на Дальнем Востоке пребывало в глубоком кризисе. Предприятиями накоплены миллиардные долги, арестованы счета и имущество. В этой связи мы платим напрямую заводским поставщикам материалов и даже энергоресурсов. Это не совсем нормально, однако приходится выходить из положения, чтобы строительство не остановилось.

Но главное – отрасль потеряла профессионалов, утратила преемственность. Мы хотим строить суда, обновлять свой флот на отечественных верфях. С руководством Хабаровского судостроительного завода и Объединенной судостроительной корпорации обсуждаем планы по долгосрочному сотрудничеству. Для этого производству нужны знающие люди. Вместе ищем их по российским регионам, ближнему зарубежью, просчитываем варианты приглашения специалистов из КНР для обмена опытом.

Параллельно поднимаем вопрос реанимации профессионального обучения для судостроительной отрасли. В Совет Федерации направили предложения по открытию среднетехнических учебных заведений для подготовки высококвалифицированных рабочих – сварщиков, механиков, электриков. Развивать судостроение без людей, понимающих, как это делается, без умелых рабочих рук – нереально», — говорит руководитель.

Закладывать краболовные суда на отечественных верфях рыбаков обязало государство, вернув крабовые аукционы и обременив их победителей обязательством «один выкупленный лот – одно новое судно».

15 января ООО «Маг-Си Интернешнл» и АО «Хабаровский судостроительный завод», входящий в государственный холдинг «Объединенная судостроительная корпорация», подписали контракт на строительство двух краболовных судов.

По проекту, разработанному российскими инженерами по образцу японского краболова, длина корпуса составит 63 м, валовая вместимость – более 1000 т, численность экипажа – 21 человек, автономность – 45 суток.

Назначение судов  – промысел краба, креветки и рыбы, хранение улова в охлажденной морской воде и транспортировка в порт в живом виде. Место ведения промысла — северная часть Тихого океана с прилегающими морями. Стоимость контракта – более 2,5 млрд руб.

Магаданские рыбаки рассчитывают получить готовые суда досрочно – через 2-2,5 года.