История создания

Как и люди, предприятия рождаются и живут по своим собственным законам. Когда в начале 1990-х годов из остатков собственности бывшего СССР образовалось множество мелких фирм, никто не предполагал, что почти все они быстро канут в Лету. События тех лет логике не поддаются. И тем не менее, в них можно проследить некую справедливость: люди и фирмы, сделавшие себя сами, оказались более жизнестойкими. История создания и последующей деятельности компаний ООО «Маг-Си Интернешнл» и ООО «Тихрыбком» – тому подтверждение. Случайным это знакомство назвать было нельзя. В 1993 году молодого директора совместного российско-американского предприятия «Северовостокзолото-Аляска» Михаила Котова представили группе топ-менеджеров одной из крупнейших рыбодобывающих компаний США «Арктик Аляска Фишерс Корпорейшн», конечно же, с определенной целью. Американцев интересовала возможность добычи крабов в северной части Охотского моря. Причем, речь шла о ресурсах, исследование которых в последнее время не проводилось, поэтому использовать их в полной мере рыбаки не могли. Крупнейшее рыбохозяйственное предприятие области – объединение “Магаданрыбпром” – уже сотрясала лихорадка перемен. А ученые из Магаданского филиала ТИНРО-центра в те времена просто не имели возможности расширить объем научно-исследовательских работ. Поэтому за столом переговоров собрались представители сразу трех сторон – филиала ТИНРО-центра, американской компании и группы энтузиастов во главе с Михаилом Котовым. И только после того, как были учтены и зафиксированы требования ученых о районах поиска биоресурсов и оснащении судов современным научным оборудованием, идея приобрела реальные очертания. Так появилась первая из группы совместная российско-американская фирма «Магадан-Сиэтл» (ныне – ООО «Маг-Си Интернешнл»). Само название родилось из простого сокращения названий двух городов – Магадана и Сиэтла. Их символы – знаменитая телевышка Сиэтла и магаданский олень – до сих пор составляют логотип компании. На флаге второго предприятия, ООО «Тихрыбком», зарегистрированного в 1995 году, появилось изображение охотской сельди. Но это случилось позже. А поначалу была учеба. Никто из группы первых учредителей с российской стороны никогда не имел дела с морским рыбным промыслом. Понадобились месяцы настойчивого изучения специфики отрасли в стенах филиала ТИНРО, долгие консультации со специалистами, прежде чем учредители получили хоть какое-то представление о работе рыбной отрасли. Огромную поддержку начинающим рыбопромышленникам тогда оказал директор Магаданского филиала ТИНРО, к сожалению, уже ушедший из жизни, Василий Леонидович Костырев. Судьба по-разному, но очень коротко отмерила срок земного бытия и для двоих организаторов новой компании. Сплоченная команда лишилась Александра Шалина и Германа Малиновского. Все остальные учредители и поныне работают заместителями генерального директора, руководителями производств. Их имена сейчас в Магаданской области известны: Александр Беличенко, Александр Довгань… Сегодня здесь гордятся тем, что в течение всех этих, порой непростых, лет существования на предприятиях удалось сохранить не только команду первых организаторов производства, но и утвердить в коллективах бережное отношение к кадрам – специалистами в группе компаний дорожат.
Для работы в режиме контрольного лова, а также добычи небольших промышленных квот американские инвесторы предложили компании по схеме бербоут-чартер совершенно новый для магаданских рыбаков тип судов серии «Энтерпрайс». Первое судно – «Глетчет Энтерпрайс» в дальнейшем уже не принимало участия в промысле. Но два последующих – «Атка Энтерпрайс» – и «Вестерн Энтепрайс» – отработали не одну путину и затем перешли в собственность магаданских компаний. Начало совместной деятельности было очень продуктивным. При этом, конечно, молодым российским менеджерам приходилось постигать правила ведения бизнеса на ходу, учиться на собственных ошибках. Руководство же «Арктик Аляска Фишерс Корпорейшн», в том числе ее президент Терри Бейкер, со всей стороны, сделали все возможное, чтобы облегчить российской стороне бремя новых забот. Любые вопросы снабжения флота, организации промысла решались оперативно, четко и без проблем. Потом американскую компанию приобрела известная фирма «Тайсон Инкорпорейтед», вернее, ее дочерняя компания «Тайсон Сифуд». И с этими партнерами сотрудничество тоже оказалось продуктивным. Но вот когда фирма, решив избавиться от непрофильных активов, продала флот компании «Олл Аляска», отношения с новыми партнерами по бизнесу осложнились. Группе магаданских рыбопромышленников довелось в полной мере ощутить, что означает термин «неравноправное партнерство». Однако они продолжали выполнять свои обязательства по договору бербоут-чартера. И добились своего – в 2000-м году оба судна стали собственностью компаний «Маг-Си Интернешнл» и «Тихрыбком» – предприятий самостоятельных, с исключительно российской собственностью. Приобретенный опыт позволил магаданской группе компаний наладить надежные контакты для равноправного сотрудничества с американскими фирмами, а затем обрести устойчивые связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Японии постоянным партнером магаданцев стала фирма «Ниппорос Корпорейшн», в Южной Корее – «Корея Трейдинг Индастриз». Есть и другие надежныe партнеры.
В те первые годы существования двух предприятий добыча крабов была делом сверхприбыльным. Уловы двух судов с использованием новых типов ловушек сразу показали, что ученые не ошиблись в своих прогнозах. За несколько лет в северной части Охотского моря были открыты новые промысловые районы. Причем концентрация основного объекта добычи – краба-стригуна опилио – оказалась рекордно высокой. Все это позволило увеличить промышленные квоты, часть которых по праву стала ресурсным обеспечением первооткрывателей. Доходы предприятий заметно превышали уровень платежей по договору бербоут-чартера. Перед новыми рыбопромышленниками открылась перспектива выбора. Можно было спокойно положить прибыль себе в карман, но команда Михаила Котова рассудила иначе. Все свободные средства пошли на развитие производства. Прежде всего, нужно было застраховать компании от опасности конъюнктурных колебаний на рынке. Моновидовой промысел, даже сверхприбыльный, может в одночасье превратиться в нерентабельный. К тому же, занимаясь лишь крабами, компании активно работали только часть года. Первые месяцы – с января по апрель – суда стояли у причальной стенки. Попытка расширения сферы деятельности компаний состоялась в 1995 году, когда был приобретен СРТМ-К «Александр Шалин». Через два года флот компаний пополнился рыболовным сейнером «Лима» и первым транспортом для снижения собственных непроизводительных затрат – ПТР «Приозерный». В 1997-м приобрели «Сиглан» – большой морозильный рыболовный траулер польской постройки. В 1999-м в собственность группы компаний перешел СРТМ-К «Вилига»… Все суда были переоборудованы в соответствии с целями производства: «Александр Шалин» большую часть года мог ловить трубача, а «Вилига» стала краболовом. Производительность «Сиглана» по переработке продукции была доведена до уровня небольшой плавбазы. Теперь он мог стабильно ловить и морозить минтая или сельди до 120 тонн в сутки. Стремясь к тому, чтобы использовать СРТМ-К на промысле круглогодично, оба средних рыболовных траулера оборудовали под лов современными ярусами. До этого момента в Магаданской области ярусы такого типа не применялись. В последующие 2-3 года это принесло стабильные уловы палтуса и трески. И лишь общая для всех рыбопромышленников беда – поедание уловов морскими хищниками-косатками – вынудила прекратить добычу. Временно, конечно. Ведь пасовать перед трудностями здесь не привыкли. После прекращения ярусного лова в 2001 году в течение нескольких лет менеджеры группы компаний пытались решить задачу возобновления промысла палтуса. Донные сети как альтернативное орудие лова не годились. Отпугивающие морских хищников ультразвуковые приборы, несмотря на свою дороговизну, результатов во время испытаний на Дальнем Востоке коллегами-рыбаками также не дали. В конце концов, остановились на варианте ловушечного лова. Осенью 2006 года экипаж недавно приобретенной рыболовной шхуны «Талан» в течение месяца опробовал новые орудия промысла. Первая попытка обнадежила. Эксперимент решено было продолжить. Ухудшение промысловой обстановки в Охотском море в течение последних двух десятилетий коснулось и магаданских рыбаков. Но, как ни странно, это явление не стало для них главной проблемой. Отсутствие внятной государственной политики в рыбной отрасли, безумные эксперименты вроде недавних аукционов и последующее введение непомерной платы за добычу водных биоресурсов разорило мелкие и средние рыбодобывающие предприятия. Компании «Маг-Си Интернешнл» и «Тихрыбком» устояли, но сегодня этого мало. Для того, чтобы выжить и развиваться в жестких экономических условиях, созданных не без участия родного правительства, нужны новые, более эффективные суда, оснащенные механизмами и оборудованием по современной технологии переработки улова. К сожалению, о постройке траулеров завтрашнего дня российским рыбакам приходится только мечтать – угнаться бы за днем сегодняшним. Именно из этих соображений в 2006-м году предприятие «Тихрыбком» приобрело морозильный филетировочный траулер «Морской волк».
Предприятия «Маг-Си Интернешнл» и «Тихрыбком» всегда находили возможности для развития производства. Количество добывающих судов росло, но одновременно возрастала и потребность в морских грузоперевозках. ПТР «Приозерный» уже не справлялся с таким объемом фрахта. Обеспечить бесперебойную работу рыбаков во время промысла могли лишь крупнотоннажные транспортные суда. Начало 2000-х годов для компаний было отмечено формированием новой структуры вспомогательного флота. Ядром его стали приобретенный в 2001 году ТР «Лира» и купленный в 2003-м ТР «Бухта Нагаева». Ныне вместе с пятью самоходными плашкоутами, три из которых находятся в собственности компании, они практически полностью закрывают потребность компаний в грузоперевозках, помогают до минимума снизить непроизводительные затраты на промысле и попутно выполняют заказы других компаний, сокращая затраты на свое содержание. Пути следования главных транспортов группы компаний пролегают далеко за пределы исключительной экономической зоны России. Для обеспечения регулярного судоходства в территориальных водах создана Эвенская судоходная компания. Конечно, местные грузоперевозки – само по себе занятие низкорентабельное, но трудно представить себе, как сегодня осуществлялось бы снабжение всем необходимым жителей отдаленного Северо-Эвенского района без помощи группы компаний, объединенных под флагами «Маг-Си Интернешнл» и «Тихрыбкома».